?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Затерянный Макондо

Сегодня я расскажу вам про Кайпин. Я о нем узнала от своей подруги из Шанхая, Иры. Когда она приехала навестить меня в Гуанчжоу, то эта достопримечательность стояла у нее под номером один. Она о ней узнала еще от какой-то своей знакомой, но и, как всегда, все следы идут на первую социальную сеть востоковедов polusharie.com Достопочтимый Паркер и его супруга Maria Agaronova еще в 2007 посетили его и написали о нем так


Провинция Гуандун, ок 200 км к западу от Макао. Загадочное и малоизвестное место. С конца династии Цин и до захвата этой территории японцами в ходе 2-й мировой войны здесь было построено более 3000 укрепленных особняков башенного типа (дяолоу, 碉楼), архитектура которых - настолько яркая и своеобразная, что попала в Реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО. ТРИ ТЫСЯЧИ укрепленных башен на территории небольшого уезда (до наших дней дошло 1833). Совершенно средневековые реалии войны – толстые стены, бойницы, глухие железные двери на всех этажах с первого до  последнего, железные  ставни -  в 20 веке, в эпоху танков, линкоров, бомбардировщиков. Поразительная архитектура, больше всего напоминающая укрепления средневековой Италии, однако же не тождественная им, смешанная, но не эклектичная. И все это - в глухой провинции, куда приезжает лишь несколько туристических автобусов в день. Надо спешить увидеть Кайпин, прежде чем он превратится в раскрученный китайский Диснейлэнд вроде Чжоучжуана (а скорее всего так и будет).

Мы так и не смогли разрешить для себя загадку этих мест. Вроде все понятно – конец императорского Китая, прогнившая, насквозь коррумпированная власть, налоги и взятки, люмпенизация честных тружеников, опиум, шайки бандитов из тех же крестьян… Свержение династии, смута, криминальные авторитеты становятся правителями областей, фактически мелкими царьками. Беспредел, насилие и грабежи. Жители укрепляют свои жилища, как могут. Деревня сбрасывается, кто сколько может, и  строит себе укрепление, в котором селяне проводят ночь. Возвращаются (кто из патриотических соображений, кто делает бизнес в Гонконге) потомки беженцев, эмигрировавших во второй половине 19 века в Канаду, США, Австралию. Видя страдания своих земляков, помогают им финансово, дают деньги на строительство. Богатые кланы строят себе роскошные резиденции – но тоже в виде крепостей – везде бойницы, толстенная сталь, пудовые засовы и замки, простреливаемые сектора перед входом и сразу за дверью, нависающие галереи с бойницами в полу и стальными дверями на уровне восьмого этажа. Внутри же – ширмы из тиса, резная мебель и вышивки, изразцовые полы, чугунные печи и решетки.

Но почему именно и только здесь? Социальная ситуация-то везде одна! Почему так много? Откуда взялся этот архитектурный стиль? Это не влияние Макао – там другие стили. Это не эклектика, хотя прослеживаются мотивы разных стран и стилей, это зрелый, цельный, но очень архаичный по сути стиль. Слишком архаичный – в 20 веке не строили фортов и крепостей – подложи взрвычатку, и все, нет этих толстенных стен (не говоря об артиллерии). Да, и в наше время богатеи строят укрепленные резиденции (как новорусские «замки» девяностых), но они и укреплены по-другому, и построены  по-другому, нет сейчас смысла строить как в 16 веке, изменились методы нападения и обороны. Визуальный облик: ближе всего к кайпинским дяолоу архитектура Ханоя, но почему? Несмотря на сравнительную географическую близость, у этих мест история в 20 веке совершенно разная. В Кайпине было западное влияние, были даже иностранные архитекторы (хотя большинство зданий строились чем-то вроде местных девелоперских компаний) – но ведь 20-30-е годы на Западе – это явно не реплики средневековых европейских укреплений (хотя эклектика с использованием средневековых мотивов и была популярна раньше, но тоже в несколько другом ключе), а ар-деко и нарождающийся модернизм.

Современность выглядит не менее странно. Сейчас потомков тех кланов живет в Кайпине не так много (хотя, например, «Дяолоу №1» - Жуйшилоу, до сих пор держит жена правнука хозяина – но сама она не живет там, а водит туда за плату туристов), все бежали от коммунистов – кто на Тайвань, кто еще дальше. Местное же население – самые, наверное, странные люди, которых мы видели в Китае. Они совершенно не похожи на обычных китайцев по стилю поведения. Это вроде как обычные крестьяне, но совершенно лишенные типичных жизнерадостности и наивного любопытства китайского лаобайсина. Никто не показывает пальцем, никто не кричит «ха-лоууу!», никто улыбается и не отвечает на улыбки. Угрюмые физиономии, мрачный  взгляд, вялые движения. Все постоянно пашут, но пашут без задора и без сноровки китайского работяги. При этом негатива никакого нет, никто не крысится на «городских», но нет и дружелюбия.  Так вели бы себя призраки, если бы в их призрачном мире повадились шустрить туристы из мира материального. В ресторане, когда зовешь фууюаня, он не тупит и не медлит – а просто живет в своем мире – чего-то делает, переговаривается со своими... После десятого оклика он… нет, не пробуждается (он не спит), а словно бы постепенно всплывает на поверхность и начинает слышать твой голос, и уже тогда реагирует адекватно. 

Большая часть дяолоу и старых домов – построенных на века, богато и серьезно – стоят пустыми (не считая тех немногих, что превращены в музеи), жители снуют между них, будно не замечая, а живут они в обычных китайских халупах. Башни, как острова, торчат из буйного моря тропического леса – бамбук, пальмы, баньяны, или постепенно обстраиваются со всех сторон обыденным сельским уродством – складами, навесами и прочими хибарами. Все это вместе производит сюрреальное впечатление, напомнившее нам  Макондо Маркеса –  другой мир, морок среди бела дня.


Их впечатления весьма верные. В 2015 году старый Кайпин все еще потерянное во Вселенной место, здесь построили отель "Кино и Телевидения" и открыли киностудию, на которой успели снять уже где-то полсотни фильмов и сериалов. На  отеле и киностудии XXI век законился.




 По брусчатой набережной бегают босоногие и чумазые детишки, у каждой из немногочисленных и бедных по ассортименту блюд "таверн" пасется черно-белый свин. В клетках сидят рыжие дворняги, судьба бедняг предрешена и в тот час, когда их первый и единственный раз в жизни моют - их собираются сожрать.




Селяни Кайпина лохматы, ноги их сбиты, нужду справляют там где она их застала. Они медлительны и тугодумны. При киностудии открыт музей, в нем расказывается как 20 тысяч кайпинцев на рубеже веков покинули Китай и уехали в "Новый свет" на заработки. Пара десятков из них добились успеха и богатства в Америках или Австралии,они изобретали самолеты, продавали чай и кофе, преподавали в вузах, имя и история каждого из них висит на табличке в музее. Другие вернулись и отстроили у себя в деревне "хоромы каменные". Эти замковые башни и есть дьяо-лоу. Вот они:




Всего на территории Кайпина этих башен насчитывается несколько сотен, наиболее интересные из них вошли в национальное достояние Юнеско и превратились в музеи. Другие стоят прямо в поле, среди дикой деревни.



Наибольшей концентрации они достигают в музее- парке Лиюань. Аналоге нашего Павловска, только менее градниозного.




В целом, город несомненно колоритен и заслуживает интереса, как архитектурного, так и антропологического.


Marina & Alexander Shafir (c) 2015

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
atsman
Jun. 23rd, 2015 12:13 pm (UTC)
//Селяни Кайпина лохматы, ноги их сбиты, нужду справляют там где она их застала.//
Туалет на последнем снимке сделан на крыше "замка"? Селяне, справившие нужду на крыше замка - мамаша и ее ребенок - лохматы, но на кайпинцев не похожи. Приезжие? :)))

(*Тихо, в сторону*) Интересно, как в Кайпине рынок недвижимости? Развит?
mira_mir
Jun. 23rd, 2015 02:13 pm (UTC)
Нв аоследнем снимке моя подруга Ира и моя дочь Марго, там вроде как смотровая площадка.Кайпинцы, действительно, своеобразны,неопрятны, питаются судя по всему преимущественно собачатиной, они сильно отличаются и от гуандунцев, и от фуцзяньцев и от пекинцев с шанхайцами. Но это правильно сказал Аквамар в своем опусе "Китай. Записки на чемоданах", что "Китая -нет", есть союз разнообразных монголоидов, говорящих на разнообразных диалектах и иногда понимающих Путунхуа. Здесь я не написала, а сам Кайпин - в новой своей части обычный промышленный городок специализирующийся на сантехнике, справлять нужду им всем есть где, ну кроме диких "селян" старого города.С недвижимостью там все хорошо, полно кондо на подьездах, дешевых по китайским меркам, единственное там наверно нечем заняться если не поставить себе целью осмотреть все дьяо-лоу.)
atsman
Jun. 23rd, 2015 02:43 pm (UTC)
Разнообразных монголоидов, говорите? Этот городок для меня! :)
mira_mir
Jun. 23rd, 2015 02:47 pm (UTC)
дело за малым, найти вакантную башню))
shafir
Jun. 23rd, 2015 03:15 pm (UTC)
Это не туалет :)
Во всех таких домиках на крыше семейный храм, место поминовения. Ближе всего традиция этих домов к современным вьетнамским и индокитайским "башням", см. http://shafir.livejournal.com/59254.html.
Но в отличие от них, они вовсе не вдоль дороги, а совсем наоборот. Ну и укрепления помноженые на работу европейских архитекторов составляет уникальную смесь.

Edited at 2015-06-23 03:15 pm (UTC)
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel